Жанр: RPG
Разработчик: TaleWorlds
Издатель: Paradox Interactive
Издатель в России: 1С
Официальный сайт: www.taleworlds.com

Доступные платформы и даты выхода:
PC-16.09.2008 

Минимальные системные требования:
-OC: Windows XP (SP2) / Windows Vista; 
-Процессор: Intel Pentium 4 1,5 GHz; 
-Оперативная память: 512 Gb; 
-Видеокарта: cо 128 Mb памяти и поддержкой DirectX 9.0c; 
-1,2 гигабайта свободного места на жестком диске


А чудеса ведь на самом деле случаются! Кажется, почти пять лет назад в релиз малоизвестной ролевой игры, с наивностью в одном глазу и дерзостью в другом предлагавшей выложить десяток американских президентов в помощь разработчикам, верили лишь они сами, суровые турецкие программисты. «Интересна», «нова», «цепляет» - именно так говорили о ней игроки, набирали шестой уровень, которым была ограничена демо-версия, и... благополучно забывали. Прошло три года - и случилось чудо. Помнится, сам факт ухода на золото Mount and Blade вызывал трепет, а уж когда игра оказалась именно такой, какой мы когда-то надеялись (или уже не надеялись) ее увидеть, скупая геймерская слеза скатилась до кончика носа, и мир вокруг замер в изумлении. Чудо, не иначе! И когда вашего покорного слугу просят описать парой слов M&B, он всегда отвечает: «Ролевое откровение 2008, ребята - ни грамма меньше».

Если случилось ужасное, и вы, любитель ролевых игр (в любых их формах, да) никогда не видели Mount and Blade, попробую вам коротко ее описать. Представьте себе глобальную карту Sid Meier's Pirates и замените воду сушей, корабли - лошадьми, а порты, что проще, - городами и деревушками. Мощность вашего «корабля» напрямую зависит от команды, которую вы наняли. Когда «кораблики» вступают в битву, вы переноситесь в некое подобие (как за уровнем графики, так и в целом) «Возвращения на трон» (была такая игра родом из Николаева, Украина), только туда добавили детально проработанные бои на лошадях и масштабные сражения с участием разного рода войск. В наличии - относительно простая, но довольно гибкая ролевая система, от которой зависит ваше расположение в пищевой цепочке здешних «корабликов». Задуманная как песочница, игра не утруждает себя поисками смысла жизни для игрока - будьте добры сами искать приключений на все удобные для вас места.

И вот это все, на далеко не современном движке, с горсткой багов и довольно посредственным AI - не просто пришлось по душе игрокам, но еще и продалось, да так, что позволило самым настоящим героям из TaleWorlds задуматься о продолжении. Резонно решив, что любительские моды, посыпавшиеся как из рога изобилия, позволят игрокам и дальше наслаждаться одиночной кампанией, турки решили заняться многопользовательским дополнением под названием Warband. Как вы, может быть, помните из заметок с «Игромира», примерно в то же время Максим Горбань, имевший за спиной опыт разработки «ХIII Век: Русич» и мода «Огнем и мечом» к Rome: Total War, предложил ребятам из Snowball перенести игру в знакомый ему сеттинг. «Почему бы и нет», - наверняка подумали те, и дали зеленый свет новообразованной «Студия CічЪ». И вот перед нами «Mount and Blade. Огнем и Мечом».

XVII Век: Князич

Название игры, знакомое славянскому уху благодаря книге Сенкевича и фильму Ежи Гофмана, выбрано неспроста. Именно в этот исторический отрезок, богатый на события и кровопролитные войны, решили перенести Mount and Blade ребята из «Студии СічЪ». Семнадцатый век, неизменно хрупкий мир рушится, как только игрок делает первый шаг на глобальной карте. Войско Запорожское, Речь Посполитая, Московское государство, Королевство Швеция и Ханство - игрок волен сам выбирать, кто ему по душе. Благо, дотошный подход разработчиков к деталям порадует даже историков-ботанов: шутка ли, при моделировании главных действующих лиц использовались репродукции картин той эпохи! Любовь к истории видна в каждом юните, в достоверно воссозданных улицах больших городов, в реалистичной механике оружия - и скажите, что, как не это, позволяет вжиться в мир, ощутить его, проникнуться духом той эпохи?

Игровая карта огромная. На севере игровой мир ограничен Карелией, на востоке - Волгой, на юге - Крымом, а на западе - Карпатами. Первое впечатление – «Простите, как это: двадцать секунд от Киева до Сечи?» - обманчиво. Во-первых, в самом начале игры нередко придется спасаться бегством, и «маленькие расстояния» не раз уберегут ваш кошелек, товары и время. Во-вторых, как только вам потребуется совершить дальнее путешествие, вы наверняка оцените избранный разработчиками масштаб. Все деревеньки и города «покрашены» в цвет фракции, владеющей ими, причем цвета имеют свойство довольно динамично меняться - война здесь не прекращается ни на секунду, а враги могут меняться по несколько раз за игровую сессию. Об исторической достоверности никто не заботится, потому, как гласит девиз Евро-2012, «Творим историю вместе!».

Многие посчитали главным недостатком оригинальной игры отсутствие сюжета. Могущество, знаменитость, мощная армия, осады - всего это было вдоволь, но как только игрок достигал некого потолка в развитии, как только терялась эфемерная цель всемирного порабощения - игра ставала скучной и теряла всю свою привлекательность. К счастью, новое дополнение не только переносит нас в интересную эпоху, но и предлагает сильное сюжетное древо.

Начинаем мы, как водится, никому не известным, но молодым и перспективным Никем, без команды и с ветром в голове. Вольные нестись на вороном коне на все четыре стороны, мы тем или иным образом выйдем на одну из трех сюжетных тропинок. Для этого нужно достичь некоторого уровня в отношениях с одной из фракций, после чего активируется соответствующая сюжетная линия. Таким образом, игрок получит возможность пройти весь путь из грязи в князи и править, на выбор, Речью Посполитой, Московским государством либо вольными казаками. Сюжетные линии здесь не для галочки: поклонники Сенкевича наверняка будут тронуты польским сюжетом, симпатики Моксовского государства встретятся со Степаном Разиным, а вольные казаки попробуют разгадать тайну Ольговичей. Конечно, в игре присутствуют разнообразные исторические личности - чего стоит один Богдан Хмельницкий! С многими из них ваши пути пересекутся: и рассудят вас либо шпаги, либо слово. Каждый сюжет имеет свою «точку невозврата», после чего другие линии исчезают до следующего прохождения. Интересно, что некоторые квесты заставят вас делать все возможное для улучшения отношений с другими (даже враждебными) фракциями, иногда - ценой предательства собственных друзей. Напомним, для работы над сюжетом был приглашен профессиональный писатель Александр Трубников.

По мере развития персонажа игрок открывает для себя больше внутриигровых возможностей. Прокачанный инженер не побрезгует минированием стен, хороший воин попробует проникнуть в город и прорваться с отрядом к воротам, открыв путь основным силам, а хитрец наверняка отравит припасы гарнизона. Изменения коснулись и лобового штурма: теперь имеем не одну лестницу, а несколько - вот сиди и думай, как лучше атаковать наглецов, почему-то в упор отказывающихся сдать крепость без боя. К сожалению, привычную для той эпохи артиллерию убрали по причине дисбаланса. Эх!..

Кстати, если вы состоите на службе у Гетмана, Круля или Царя, захваченные деревушки и города вполне могут перейти в ваше владение - это, поверьте, еще никому не мешало. А так как штурмы в игре - дело обычное (даже сюжетные задания нередко связаны с необходимостью проучить тот или иной гарнизон), можно неплохо «подняться», промышляя захватом населенных пунктов. Впрочем, жители деревушек и так смиренно выносят все добро «по запросу» и без боя.

Как и раньше, компанию нашему Гераклу в его героических свершениях составят компаньоны и наемники всех мастей. Причем и те, и другие - весьма капризные люди. Накорми, напои, дай отдохнуть, вылечи, того не делай, этого никогда не делай - не герой, а просто мальчик на побегушках какой-то! Особенно радует процветающий среди наемников национализм: плохо уживаются вместе - и все тут! Впрочем, игрок быстро определяет, какой набор юнитов ему нужен - скажем, хороша комбинация казацкой кавалерии и сердюков (пикинеры, впрочем, тоже нелишни, хотя могут быть разногласия на национальной почве). Помимо крепостей, где можно нанимать войска, на карте появились Лагеря наемников, которые интересны в первую очередь возможностью перевооружить отряд по своему усмотрению. Компаньоны же радуют разнообразными жизненными историями и целями. Конечно, помимо как причитать о сложной судьбе, они способны постоять за себя в бою, причем игроку позволено одеть и вооружить их, как душе угодно. Да что там, на коня вороного усадить! Впрочем, грозно орущая особь женского пола в фартуке, татарском шлеме и неким подобием качалки в руке - в любом случае, вне конкуренции. Какую, говорите, крепость нужно взять?

Коль мы уж затронули тему вооружения, стоит заметить возросшую роль огнестрельного оружия. Скорее всего, многие игроки будут активнее пользоваться именно им, невзирая на немаленькое время перезарядки. Впрочем, арсенал у игры богат, потому ничто не мешает игроку забыть о существовании пуль и всего с ними связанного.

Конечно, осталось в игре и все то, за что мы любим оригинал - интересные сражения, лошади, красивые закаты. К слову, ребята из «Студии CічЪ» провели косметический ремонт, и игра заметно похорошела, но стала более требовательна к количеству оперативной памяти.

И, безусловно, самое важное: дополнение к Mount and Blade обладает тем же ценным свойством, что и оригинал - очень высокой replayability.

XXI Век: Багич

Пора переходить к недостаткам. Как водится, ноги у них растут прямиком из самых что ни на есть достоинств. И если баг с клонами персонажей пришел прямиком с оригинальной игры, существует целый набор оплошностей, присущих исключительно «Огнем и мечом».

Почти все они, как ни странно, связаны с выполнением квестов. Чудесным образом некоторые задания в разных версиях игры невозможно выполнить. Баги вроде как лечатся патчами, но в первом же обнаружился подарок в виде несовместимости со старыми сейвами, к тому же, он не стал панацеей от всех бед, лишь положив начало серии исправлений. Конечно, многим после «Чистого неба» не привыкать, но ситуация не из приятных. К чести разработчиков заметим, что они стараются действовать оперативно и активно отписывают на форуме «Студии СічЪ» о решении текущих проблем.

Посетуем так же на то, каким образом реализованы некоторые квесты. Игра очень любит рендомно определять ключевых персонажей и задания. При этом никто не беспокоится о том, что в песочнице, коей является Mount and Blade, жизнь идет своим чередом и без вмешательства игрока, поэтому поиски нужного персонажа порой бывают очень утомительны. Да и сами задания часто не столь логичны, как кажутся разработчикам - достаточно взглянуть на официальный форум, где в поисках истины обитает масса игроков. Усугубляется ситуация вышеупомянутыми багами - когда игрок впадает в ступор, ему сложно понять, что именно не позволяет двигаться дальше - рассеянность либо еще тысяча причин, никак не связанных с самой игрой, или же это очередной баг.

Впрочем, больше посетовать не на что. Конечно, кулачные бои с пьяными посетителями таверны - не чета обожаемым нами турнирам, возможностей для управления отрядом в бою по-прежнему мало, а музыкальное сопровождение (которому в коллекционном издании выделили отдельный диск), хочется отключить через час игры. Ну да еще эта дурацкая привычка предлагать по сто раз одно и то же меню - насколько же сурова эта стража, что нужно постоянно нам сообщать об их пристальных взглядах?

Но все это, на самом деле, мелочи. Все, кроме багов, которые, надеемся, выловят до единого уже в ближайшем будущем.

***

Невзирая на баги, «Огнем и мечом» завлекает в свои сети едва ли не пуще оригинальной Mount and Blade. Благодаря трем сюжетным линиям, интересному сеттингу и вниманию к деталям, ребятам из «Студии СічЪ» удалось сделать классную игру еще лучше, а с replayability еще в оригинале все было в порядке. Да, последний патч - по-прежнему must have для нормальной игры, но тут уж ничего не поделаешь. «Mount and Blade. Огнем и мечом» - замечательный подарок фанатам оригинальной игры, а для многих - еще один повод для первого знакомства с одной из самых оригинальных ролевых игр последних лет.

Рейтинги:

Геймплей: 9.0
Графика: 7.0
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 7.5
Оценка автора: 8.5

Общий рейтинг: 8.0